К содержанию

День поминовения погибших экипажей Гражданской авиации Московского Аэроузла

horizontal rule

                                               День завтрашний от нас

                                                               Густою мглой закрыт…

                                                                          Омар Хайям.

 

   Место, где проводится день поминовения погибших экипажей, находится на территории мужского Донского монастыря.  Монастырь этот был заложен в 1591 году в память об избавления от татар, там где произошла битва, а именно, на месте где была походная церковь с иконой Донской богоматери. Это была та самая икона, которой преподобный Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского в 1380 году на Куликовскую битву. Было отражено нападение Крымского хана Гизы 2 Гирея, он отступил с большими потерями. Всё это было расценено как великое чудо.

Вскоре после основания монастыря на его территории были построены два величественных храма в честь Донской иконы Божией Матери: Большой собор в 1593 и Малый собор 1698 годах. В последующие века и в наше время здесь были построены и другие храмы. Ныне, чудотворная Донская икона находится в Благовещенском соборе Кремля, а монастырь оказался в черте города Москвы, можно сказать в её центре, в районе Шаболовки.

В Юго-восточной части монастыря расположено кладбище, возникшее в конце 17 века. Оно стало главным кладбищем русской знати. На памятниках можно найти фамилии участников Отечественной войны 1812 года, декабристов, учёных, писателей и поэтов. В северной части от Большого собора расположена могила Н.Е. Жуковского – ОТЦА РУССКОЙ АВИАЦИИ. В период репрессий сюда свозили трупы казнённых и замученных. Здесь погребён прах В.К. Блюхера,  А.И. Егорова,  М.Н. Тухачевского,  И.Э. Якира, А.В. Косарева,  Михаила Кольцова и многих других.

В годы ВОВ 1941 – 45годов здесь похоронены тысячи поимённо установленных и безымянных воинов. На их общей могиле установлен величественный памятник – монумент. На этом кладбище в братских могилах покоятся лётные экипажи Московского аэроузла, погибшие при исполнении служебных обязанностей, есть здесь и могилы умерших лётчиков. Шестого августа 2008 года в Некрополе Донского монастыря был похоронен известный всем нам, русский писатель и общественный деятель А. И. Солженицын.

Вот на этом историческом, святом месте овеянном славой и омытом кровью русого воинства, где захоронены выдающиеся люди нашего отечества, где погребён прах погибших экипажей Московского аэроузла и проводится день поминовения.

В этот день почтить память друзей и старших коллег собираются многие ветераны и молодые авиаторы, а так же неравнодушные к авиации люди.

Проведение таких дней стало традицией. В 2011 году уже в 21 раз авиаторы Москвы проводят день поминовения. Начало этому было положено в 1990 году по инициативе командира корабля ИЛ-62  А.А. Кочура, а с 1992 года организует и проводит этот день Ассоциация лётного состава России ежегодно в последнюю субботу сентября. Эта суббота в 2011 голу выпала на 24 сентября. С утра в этот день было хмурое утро. Низкие тучи нависли над городом, закрывали высотные здания, верхушка Шуховской телебашни с множеством антенн временами тоже были в облаках. Но было не холодно и тихо.

На площади у метро «Шаболовская» собираются небольшие группы людей и направляются к Донскому монастырю. Некоторые из них в форме гражданской авиации, на других только форменные фуражки. Становится ясно: это ветераны – авиаторы  из аэропортов Москвы. Многие из них не виделись долго, обнимаются, обмениваются рукопожатиями. Здесь же и я поджидаю своего коллегу по лётной работе в Шереметьево, бывшего командира эскадрильи Фёдора Терентьевича Кузнецова. Встретив его, мы присоединяемся к очередной группе, следующей в сторону монастыря. Идти недалеко. В разговоре не замечаем, как уже подошли к величественным, древним монастырским стенам возведённых ещё в 1686 – 71 годах. Они чем-то напоминают ограду Новодевичьего   монастыря.

Неспеша идём по красивой липовой аллее, что вдоль северной стены. Позолоченные осенью листья на липах, опадая, кружатся, покрывают причудливым ковром дорожку. Здесь мы несколько в стороне от городской суеты, как бы присоединяемся к атмосфере намоленных стен и церквей монастыря, испытывая спокойствие и благодать. Сворачиваем к западной стене и оказываемся у Надвратной колокольни Донского монастыря. Через эти врата путь к Большому собору.

Мы продолжаем идти вдоль стены ещё метров двести, где следующие врата, через которые мы проходим к храму Серафима Саровского. Здесь нас встречает, знакомая всем Шереметьевским  лётчикам, бывшая бортпроводница, ныне председатель Шереметьевского филиала авиаклуба «Экипаж» Людмила Викторовна Звягина. Она и её коллеги – бывшие проводницы и молодые девушки, посвятившие себя работе в небе, приветствуют нас и вручают каждому красные гвоздики.

На площади, справа от паперти установлена импровизированная трибуна, микрофоны и усилители. Чувствуется определённая организация этого мероприятия. Престарелых ветеранов и инвалидов усаживают на скамьи, остальные, стоят по периметру площади. Постепенно заполняется всё свободное пространство. Здесь представители из Домодедово, Внуково, Шереметьево и других авиапредприятий. На левой стороне площади, ближе к храму, большая группа курсантов Егорьевского  авиационно- технического колледжа. Они приехали со своим оркестром.

В храме Серафима Саровского закончилась утренняя служба. Многие выходящие из храма присоединяются к нам, они пожелали присутствовать на дне поминовения. Рядом со мной оказалась пожилая пара. Я извинился и представился: - Я лётчик из Шереметьева. А вы, как я вижу, не авиаторы, что вас привело сюда?

- Вы правы, товарищ лётчик. Меня зовут Василий Иванович, я музыкант, жена Зоя Ивановна инженер-химик,  мы пенсионеры. Авиация нам близка, мы из города Жуковского, где каждый житель сопричастен к авиации. На наших глазах развивается авиация, мы первые видим новые самолёты и их полёты. Гордимся достижениями в авиации и разделяем печаль и горе, когда гибнут ваши коллеги – лётчики. Поэтому мы пришли в этот день на это святое место.

Услышав нашу заинтересованную беседу об авиации, к нам обратился рядом стоящий мужчина преклонных лет, с ним мальчик лет 15 – 16.

- Я Иван Семёнович – пенсионер  всю жизнь проработал токарем на заводе ЗИЛ, строил автомобили. С детства мечтал стать лётчиком,  как и многие мальчишки в послевоенные годы. Но по разным причинам, в основном из-за здоровья, многие не смогли осуществить свою мечту. Сами понимаете, мы были дети войны. Но я всю жизнь сохранял любовь к авиации, к самолётам, радовался её стремительному прогрессу в  послевоенные годы, а сегодня переживаю за трагедии в авиации. А вот мой внук, Иван Турчин,  мечтает и стремится стать пилотом  гражданской авиации и летать в дальние страны. Готовит себя к этому и утверждает « Я буду летать!,». И я верю, что его мечта осуществится. Вот поэтому мы здесь.

Мы с Фёдором Кузнецовым благодарим случайных собеседников, желаем крепкого здоровья, а Ивану мечту превратить в жизнь. Беседуя с вышеуказанными людьми, мы поняли: не угасла всенародная любовь к авиации, и её замечательным лётчикам.

Время подходит к 11 часам. Вся площадь заполнена людьми. Как сказали организаторы  этого дня, нас собралось более 300 человек, что на порядок больше, чем в прошедшем году. Наступила тишина, ждём начала официальной части дня поминовения.  

Внимание всех привлекает необычное метеоявление. Ещё несколько минут назад, висевшие над нами серые тучи, стали рассеиваться, быстро светлело, вскоре облака совсем исчезли. Небо стало, синим и прозрачным. Удивительная музыка небес, известная каждому лётчику которую нельзя объяснить словами, наполнила наши души. Солнце, освободившись от облачной преграды, светило в полную осеннюю силу, заливало нас золотым светом и нежным теплом.

Прозвучали торжественные звуки Государственного гимна России в исполнении курсантского оркестра Егорьевского авиационного колледжа. Представитель Ассоциации лётного состава России Валерий Михайлович Щеглов, бывший бортинженер самолёта Ту-154, открывает очередной день поминовения погибших лётчиков гражданской авиации Московского аэроузла.

Ведущий этого мероприятия, Заслуженный пилот России, Владимир Николаевич Сорвин представляет слово участнику ВОВ, Заслуженному пилоту СССР Завьялову Михаилу Григорьевичу. Годы подточили его здоровье. Людмила Звягина помогает ему подойти к трибуне, подаёт ему микрофон. Михаил Григорьевич рассказал, как осваивали новые самолёты Ил-12, Ил-14  в  послевоенные годы, о том, как пилоты порой ценой своей жизни двигали прогресс в авиации, о друзьях, которые лежат на этом кладбище. Поделился своей тревогой, что на современных технически совершенных самолётах гибнут экипажи и пассажиры.

Следующим выступил лётчик-испытатель Заслуженный пилот СССР Шишкин Жорж Константинович, известный лётчик в ГА. Он способствовал внедрению новых приборов и сигнализации предупреждающей об опасных режимах и эволюциях в полёте. Жорж Константинович рассказал, как пилоты ГА осваивали новые самолёты на околозвуковых скоростях и больших высотах.  То было время, отметил он, когда наука отставала от решения многих вопросов безопасности полётов. Лётчики, в производственных полётах, находили недостатки лётных аппаратов, чем помогали конструкторам в доработках самолётов, хотя порой за это платили жизнями.

Перед собравшимися выступил ветеран гражданской авиации председатель авиаклуба «Экипаж» Грибанов Юрий Сергеевич. Он поимённо рассказал о каждом командире и членах экипажа похороненных на Донском кладбище. О том, что лётный состав и бортпроводники авиапредприятия «Аэрофлот» ухаживают за могилами на Химкинском, Хованском и других кладбищах, где похоронены авиаторы.

От ветеранов войны и труда аэропорта Шереметьево выступил Богданов Вячеслав Васильевич. Он отметил, что обычай, помнить усопших существует с древних времён и мы, авиаторы, свято чтим его. Сегодня как никогда проявляется такое понятие как лётное братство. Оно находит отклик в душе каждого лётчика и не только у присутствующих здесь. Здесь, в этом месте, отметил он, лежат наши коллеги, которых мы всегда будем помнить.

Выступали родные и близкие погибших пилотов и бортпроводников. Они говорили как их дети, и братья любили небо и гордились своей работой.

Священник Донского монастыря – Отец Косьма провёл обряд, совершаемый, за так называемое «упокоение души умерших» - Заупокойную молитву.

 

После окончания официальной части все присутствующие направились поклониться праху усопших и возложить цветы на их могилы.

Медленно движемся мы по улицам « Мёртвого города». Идём вдоль стен Колумбариев, где в 4 – 5 рядов замурованы урны с прахом. На некоторых уже стёрты надписи на табличках, внизу, у стены, редкие цветы, наверно родных и близких у захороненных нет. После первых стен колумбариев рядами идут могилы в земле. На одной из них, на мраморном памятнике, фамилии: командир корабля Заварин В.С. и командир корабля Козлов Ю.Т. бортмеханик ШальневВ.И. и бртрадист Узикаев Г.С. штурмана нет, возможно, остался жив. Они погибли 2 января 1979 года в Антарктиде. Ниже выбито на мраморе: «Безумству храбрых поём мы песню…» Алые гвоздики ложатся на могилу отважных исследователей нашей планеты.

Могилы здесь расположены плотно. На них мраморные и гранитные  памятники с именами. Здесь нет привычных оград со скамейками внутри, только каменные плиты одна за другой и памятники. Есть бюсты и скульптуры известных людей.

У одной из могил остановилась молодая пара. Наверно они близкие родственники умершему. По надписи узнаём, что здесь похоронен в 1986 году Заслуженный пилот СССР Солдатов П.В. возложив цветы, они что-то говорят и говорят. Возможно это внуки или правнуки усопшего. Есть у людей такая потребность, побыть рядом с навеки ушедшими дорогими людьми. Поистине  могила особое место. Она нужна не столько мёртвым сколько живым. Как сказано у Пушкина:

                  Два чувства дивно близки нам,

                  В них обретает сердце пищу.

                  Любовь к родному пепелищу,

                  Любовь к отеческим гробам.

Далее по пути могила командира корабля Шувалова Е.П. погиб 3.6.78г., рядом с этой могилой похоронен лётчик Туринов И.И.  и  члены его экипажа: радист Шталин А.И.  и  бортпроводница Логинова М.Н.  они погибли 6 августа 1955 года. Могилы их ухожены и утопают в цветах.

Подходим к большому мраморному памятнику, читаем надпись: От командования и лётного состава экипажу самолёта Ту-114 погибшему при исполнении служебных обязанностей. У подножья памятника пятнадцать плит с фотографиями тех, у кого оборвалась жизнь 17 февраля 1966 года, в момент взлёта в аэропорту Шереметьево, самолётом управлял командир корабля – пионер освоения самолётов Ту-114 В.А. Филонов.

Рядом захоронен экипаж командира корабля А. М. Завального. Они погибли при крушении самолёта Ил-62, заходившего на посадку, на этом же аэродроме.

Могилы утопают в цветах, они от родных и коллег, которые летали на тех же самолётах, по тем же воздушным линиям, с этого аэродрома и прекрасно всех знали. сидели рядом на разборах. Но у этих людей жизнь внезапно оборвалась. Мы, их коллеги, продолжали их дела, передавали опыт  молодым авиаторам. Этих людей нет, но они живут с нами, оставаясь в нашей памяти. И вот мы, живые, стоим, склоняя головы, скорбим, придя сюда, что бы поклониться их бренным останкам.

Но жизнь продолжается. После минуты молчания продолжаем наш ход по « улицам этого города мёртвых».  Останавливаемся у могилы авиатора Зубова Н.Г., командира Ту-114, умер в 1970 году. Здесь же лежит его сын ЗубовС.Н.  лётчик – истребитель погиб в 1972 году. Пожилая женщина поправляет цветы, что – то шепчет, не замечает нас в своём горе, и мы, не задерживаясь, проходим дальше.

Подходим к колумбарию №16.  Это место сразу по правую сторону от входа в храм Саровского.  Здесь целый ряд захоронений авиаторов. У этих могил все проходящие останавливаются,  возложив цветы, минутой молчания отдают дань первопроходцам  турбовинтовой и реактивной авиации.

Здесь покоится прах, экипажа Тихонова В.Г., они погибли на самолёте Ил-18 1.10.1977г. Следующая могила экипажа Баранова П.Ф.,  погибли 13.8. 1958г. На Ту-104. Над их могилой, на высокой стеле, устремился в высь серебряный Ту-104.

Мы у могилы экипажа самолёта Ту-104 Кузнецова Г.Д, погибшего 17.10.1958 года. Над могилой Гарольда Дмитриевича Кузнецова, на мраморном столбе, его белоснежный бюст. Ниже надпись: Мужественному командиру корабля Ту-104, пионеру освоения реактивных самолетов в ГВФ трагически погибшему при исполнении служебных обязанностей.

Это он, 35 летний командир корабля, совершил поистине беспримерный подвиг. Его машина, при выполнении рейса Пекин – Москва попала в турбулентный поток воздуха, самолёт потерял управление. Командир до последней секунды докладывал на землю о своих действиях по выводу самолёта из опасного положения и что происходит с самолётом. После этой трагедии Ту-104, были приняты срочные меры по предупреждению подобных происшествий. Белоснежное мраморное надгробие усыпано цветами. Отходим от могилы героев, стоим и видим: Молодой лётчик, на вид ровесник погибшему, по знакам различия это командир корабля Ил-96 или Боинга, по форме одежды видно, что он из авиакомпании Аэрофлот. Подошёл к могиле героя, возложил цветы к подножью бюста, преклонил колено и что-то стал тихо говорить. Может он исповедовался перед первопроходцем реактивных самолётов, может благодарил его за то, что благодаря ему, он летает на современном высоконадёжном самолёте. Да мало ли что говорят люди на могилах? Мы пошли дальше, а он остался один на один с Гарольдом Дмитриевичем. Здесь убеждаешься, что кто-то правильно сказал: « Кладбище город мёртвых. Но создан он живыми и для живых».

Подходим к месту у храма, с которого мы начинали шествие. Здесь мы видим уже накрытые столы. К  ним не спеша, степенно подходят ветераны, за ними и молодежь, что бы по русскому обычаю помянуть своих коллег, друзей, людей, отдавших жизни ради нас, живущих, что бы мы благополучно выполняли свою работу в небе.

Погода, как было сказано выше, была хорошая. Стало совсем тепло. Никому не хотелось расходиться. Само собой стали собираться вместе те, кто трудился в одной эскадрилье, лётном отряде. Вижу группу лётчиков, летавших на Ил-62 и Ил-96 в Шереметьево. Рядом с ними  расположились авиаторы из Внуково и Домодедова. Мой попутчик и собеседник – штурман самолёта Ил-86 Михаил Иванович Калинин, с которым мне довелось  много лет летать вместе на Ту-154, увидев знакомые лица  тех, с кем много лет бок о бок  трудился и летал, предлагает и нам присоединиться к ним.

 Мы словно на лётном разборе: командиры, штурманы, бортинженеры окружили бывшего начальника штаба 63 лётного отряда самолётов Ту-154 Евгения Степановича Лычагина. Завязался задушевный разговор. С благодарностью вспоминаем тех специалистов, которые передавали в 80 годы свой опыт полётов на международных линиях и опыт освоения Ту-154. Многих из них уже нет в живых. Это были яркие личности, настоящие профессионалы и отличные инструктора. Строгие, но уважаемые командиры и старшие специалисты. Среди них командиры П.Н. Картерьев, В. А.  Чугаев, В.Ф. Орёл, Штурманы Н.П. Федеряев, А.П. Онищук, инженеры  М.С. Трухин, В.А. Ильин и многие другие.

Вспоминали о полётах: « А помните, как опасались летать на горные аэродромы, которые расположены, можно сказать, высоко в небе, такие как: Катманду, Сана,  Адисс- Абеба, шкалы на высотомерах не хватало, что бы выставить давление на полосе?  - Спросил Владимир Сорвин.  « Ничего, освоили, и много лет летали,  побеждали горы, грозы и ливни, которые всегда подстерегали нас там» - вторит ему Виктор Каспаров и продолжает – « самое главное, летали много лет без единого нарушения».

- Это что, вспомните полёты через Сахару, где нет никакого руководства полётами и мы, сами, руководили: в эфир сообщали своё место, высоту, направление и расчётное время следующей точки, слушали сообщения других бортов и оценивали обстановку. Никогда не было сближений» - Вспоминает штурман Николай Агака.

« А как летали в горячие точки, попадали иногда под обстрел?» - рассказывает некоторые подробности этих полётов бывший штурман эскадрильи Евгений Лычагин.

 - « Это потому, что нас учили очень ответственно подходить к полётам, что мы и делали, не надеялись на авось»,  - Заявил Михаил Калинин, - а сегодня, как мы видим, к великому сожалению, такое ответственное отношение к полётам теряется – продолжил он.

« И что обидно, сегодня случаются катастрофы  в самых простых условиях и на исправных самолётах», с горечью подытожил пионер освоения реактивных самолётов – Борис Павлович Федосеев.

И ещё долго вспоминали и «летали, летали» убелённые сединой ветераны.

В кругу своих коллег мы словно на какое-то время вернулись в те годы, когда местом нашей работы было небо, а в наших руках были штурвалы воздушных кораблей.

 

 Сентябрь 2011г. Леонид Хайко. HaikoLD.narod.ru             

 

К содержанию