Лётная душа
Вечная
мечта человека подняться в небо
осуществилась чуть больше века назад. Хотя
об этом он мечтал с тех пор как осознал себя
мыслящим. Смотрел в небо, видел птиц и
задумывался как они, тяжелее воздуха,
поднимаются в воздух, что видят, что ощущают.
Это любопытство будоражило человека пока он
не построил летательный аппарат, научился
летать на нём и использовать его в своих
целях.
И
сегодня, в эпоху космических полётов, небо
манит к себе как и тысячу лет назад. Юноша
или девушка прыгнув с парашютом, пролетев
на дельтаплане или спортивном самолёте уже
не могут оставаться равнодушными к небу.
Множество
подвигов совершенных лётчиками на
самолётах, как магнит притягивало
множество молодых людей, романтиков, к небу,
к самолётам.
104
человека, спасённых авиаторами с
затонувшего в чукотском море ледокола «Челюскин»
в 1934 году, были спасены советскими
лётчиками: А.В. Ляпидевским, М.В.
Водопьяновым, И.В. Дорониным, Н.П. Каманиным,
С.А. Левандевским, В.С. Молоковым, М.Г,
Слепнёвым. Они стали первыми Героями
Советского Союза.
В
1937 году В.П. Чкалов, Г.Ф. Байдуков. А.В.
Беляков на одномоторном самолёте АНТ-25
выполнили беспосадочный перелёт из Москвы
через Северный полюс в Америку. В мае 1937
года впервые в истории освоения Арктики М.В.
Водопьянов совершил посадку на северном
полюсе. Беспримерные подвиги лётчиков в
годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Много подвигов было совершено лётчиками
других стран. Мы зачитывались рассказами
легендарного французского лётчика Де Сент-Экзюпери
о его рискованных полётах в Африке, Южной
Америке. Приведённые примеры это небольшая
частица подвигов и славы авиаторов,
совершённых в начале прошлого века. В то
время эти полёты по дерзости
приравнивались к сегодняшним полётам в
космос или на Луну.
Многие
из нас, ребят конца 60-х годов примерялись: «А
я смогу стать лётчиком? Преодолеть порой
невероятные трудности, рисковать своей
жизнью?». Читали литературу об авиации.
Закалялись телом и душой. Старались быть
похожими на героев романа Каверина «Два
Капитана». Главный герой этого романа Саня
Григорьев, который в 30-е годы прошлого века
преодолев множество трудностей, осуществил
свою мечту, стал лётчиком.
Однако
многие мои сверстники испытали
разочарование и похоронили свою мечту о
небе при медицинском отборе. Высокую планку
здоровья преодолевали далеко не все.
Нас,
прошедших медкомиссию, зачислили в
аэроклуб. Мы наивно полагали, что наше
будущее определено - мы станем лётчиками, не
думая о предстоящих трудностях, неудачах на
нашем тернистом пути в небо. Постигали
тайны авиационных наук, изучали теорию
полёта, самолётовождение, устройство
двигателя и самолёта.
Як-18 |
Наступил
долгожданный день. День, когда предстоит
впервые подняться в небо. Первый полёт.
Учёбный самолёт Як-18 выполняет небольшой
разбег и уходит в небо. Впечатление такое,
что земля уходит от самолёта, не самолёт
делает крен, а земля наклонилась и река
широкой лентой набегает на тебя. Внизу, как
на картинке, поля, леса, город и река. Всё как
в сказке двигается, накреняется,
переворачивается вокруг тебя.
Инструктор
передаёт управление и командует: «Сделай
крен влево, вправо, переведи самолёт в набор
высоты и на снижение». Самолёт легко
слушается моих корявых движений
и с помощью инструктора сохраняет
заданное положение. В этот момент нет
человека счастливее тебя.
В
душе зародилось новое, несравнимое ни с чем
ощущение полёта. Рождается небесный
человек. Впереди предстоит напряжённая
учёба и труд.
В
мыслях только полёты. Бесконечные тренажи в
кабине самолёта. С модёлью в руках ходим и
эмитируем взлёт, полёт по кругу, посадку. В
воздухе закрепляем и отрабатываем
необходимые навыки. Нужно уложиться во
время, отведённое программой до первого
самостоятельного вылета. Иначе отчисление
по лётной непригодности.
Природные
способности умноженные на труд и
стремление делают своё дело. Самолёт
становиться всё более послушным, а небо
роднее и роднее. Наступает день, когда ты
сам должен стать властелином маленького
Яка. Предстоит выполнить первый
самостоятельный полёт.
На
старте смотрю в кабину инструктора, она
свободная. В воздухе ещё раз убеждаюсь, что
сам управляю самолётом. Нет учителя, никто
тебе не поможет если случиться
непредвиденное. Душу заполняет не страх, а
гордость, что смог оторваться от земли и
паришь, как птица, в небе.
Время
показало, что первый самостоятельный полёт
всегда завершается благополучно. Я
проработал десять лет пилотом-инструктором
в лётном училище, выпустил десятки
курсантов в первые самостоятельные полёты,
которые всегда были выполнены безопасно.
Правда волнений за исход полёта больше
всего испытывает инструктор.
Первая
маленькая ступенька лётного мастерства
преодолена, и ты ещё больше прикипел к небу.
Небо становиться частью и местом твоей
жизни.
От
первого полёта, занявшего несколько минут и
до тех пор, пока не выполнил последний
полёт всё будет записано в лётную книжку
пилота. Там записана вся небесная жизнь,
исчисляемая тысячами часов налёта.
Разрыв
с этим образом жизни сказывается очень
болезненно для людей, связанных с небом.
Переживёт парнишка, не прошедший
медкомиссию при поступлении в лётное
училище, не осуществивший свою мечту. Во
много крат болезненней переживают лётчики-профессионалы,
прервавшие по какой либо причине лётную
деятельность. Это неизгладимая травма, нить,
связывающую тебя с небом, разорвать
невозможно.
Массовая
трагедия с лётным составом произошла в 1960
году. Сколько судеб сломал то хрущёвский «миллион
двести тысяч». Тысячи лётчиков военной
авиации в том числе и автор этих строк были
отлучены от неба. Сокращение армии
коснулось в основном авиации. Даже бывалые
офицеры-лётчики рыдали навзрыд от отчаяния.
Преодолев
немало трудностей, унижений, часть из них
вернулась в авиацию, снова в военную. Часть
– в гражданскую.
Ан-2 |
Лётная
работа это непрерывный труд и учёба. Позади
лётное училище. Полёты вторым пилотом на Ан-2,
затем командиром. На этом самолёте
спецприменения отрабатывается лётное
мастерство, формируется командир, умеющий
принимать решение в различной ситуации.
Далее
открывается путь для переучивания на
самолёты среднего класса, на тяжёлые
транспортные корабли.
Снова
напряжённая учёба в ШВЛП (школа высшей
лётной подготовки), теория и практические
полёты. После учёбы, как правило переезд в
другой город. Сначала кресло второго пилота,
затем командирское. Часть вторых пилотов
иногда долго засиживается на своём месте,
порой и не становятся командирами. Высокие
требования к командирам, не всем это под
силу.
Профессия
пилота особенна и тем, что она
действительна для пилота всего на один год.
Каждый год пилоту приходится проходить
серьёзную медкомиссию и сдавать экзамены
по ведущим дисциплинам и технике
пилотирования. Но для человека, чья душа
принадлежит небу, это не препятствие. Он
учится и сдаёт экзамены в классах, на
тренажёрах и в воздухе.
В
то время, когда страна ещё не распалась, вся
гражданская авиация принадлежала одной
крупнейшей в мире авиакомпании «Аэрофлот».
Министр гражданской авиации персонально
утверждал пилотов на должность командира
корабля на самолёты первого класса. Сейчас,
к сожалению, всё намного проще
и намного ненадёжнее.
На
воздушных трассах появляются новые
самолёты, да и старые совершенствуются. На
них устанавливаются более экономичные
двигатели, новое навигационное и приборное
оборудования. Только внешне они кажутся
такими же.
Совершенствуются
и пилоты. Изучают новую технику и её новое
оборудование. Тысячи часов налёта за
плечами, а волнение как при первом полёте
присутствует всегда. Каждый полёт
неповторим, он всегда отличается чем то от
предыдущего.
Это
волнение прекрасно. Если командир и члены
экипажа испытывают его и готовятся к
каждому полёту, как к первому, им уготована
долгая лётная жизнь, они успешно преодолеют
все неожиданности, испытания, которые
выпадут им в небе и счастливо закончат свою
лётную деятельность.
Торжество
за технику, за умение управлять ею особенно
чувствуется при полётах в сложных
метеоусловиях
Туманная
ночная мгла окружает самолёт. На полосе
включены ОВИ (огни высокой интенсивности),
они увеличивают видимость до двухсот
метров. По середине полосы горят огни через
пятьдесят метров и служат для выдерживания
направления. Проводятся все необходимые
операции перед взлётом с проверкой их
выполнения по специальной контрольной
карте.
Ту-154 |
Разрешение
на взлёт получено. Двигатели выводятся на
необходимую тягу для выполнения взлёта.
Начинается разбег, штурман или второй пилот,
в зависимости от типа самолёта, докладывает
«Рубеж». После этой команды, чтобы не
служилось на самолёте выход один, только
продолжать взлёт. «Подъём» - следующий
доклад, небольшое взятие штурвала на себя и самолёт
отделяется от полосы. Командир переключает
всё внимание на приборы, по которым
осуществляется пилотирование самолёта.
Несколько минут и самолёт, пронзив туман и
облачность, уже в чистом небе, окружённый
мириадами звёзд. Корабль стремительно
набирает высоту. Благодатное волнение,
напряжение постепенно отступают, ты снова в
небе, небо твоё рабочее место.
Берём
курс в пункт назначения в России, или в
дальние страны Азии, может Африки.
Летят
годы, десятки лет, многие тысячи лётных
часов за спиной. Пилоты, подготовленные
тобой, бороздят воздушные просторы планеты.
Ты
командир авиаэскадрильи, садишься на
правое кресло – нужно проверить технику
пилотирования очередного командира
корабля. Он волнуется, переживает, хочет
показать всё своё умение, подтвердить
квалификацию пилота первого класса. Полёт
выполнен. Опытный, уже не молодой командир
спрашивает: «Товарищ командир, разрешите
получить замечания». Такой порядок в
авиации – сколько бы пилот не летал, раз в
год нужно проверить его технику
пилотирования. Отметить недостатки, порой
дать не совсем лицеприятные замечания. Не
все полёты выполняются идеально,
допускаются ошибки.
В
данном случае полет выполнен отлично. Жму
руку: «Молодец, командир, летай так и дальше».
Рад за него, рад, что он так же влюблён в небо,
это его стихия.
Идут
годы, кажется всё строже и строже медицина.
Хотя у неё те же требования к здоровью.
Просто пилот стареет. Наступает время
уходить с лётной работы.
Вот
уже и не летаешь, но не один пролетающий
самолёт не остаётся без твоего внимания.
Провожаешь его, пока он не скроется в
голубых далях бескрайнего неба.
Там в небе частица и твоей души.
Хайко Л.Д.